Режим работы

Официальный сайт города
Войти

Регистрация


Обеспечение доступности
торговых объектов, объектов общественного питания
и предоставления бытовых услуг для инвалидов и
иных маломобильных групп населения

     Администрация города Старый Крым Кировского района Республики Крым информирует о том, что с 01.01.2016 вступила в силу новая редакция статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой работники организаций, предоставляющих услуги населению, обязаны оказывать помощь инвалидам в преодолении барьеров, препятствующих получению ими услуг наравне с другими лицами.
     Юридические лица, независимо от организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу товаров, услуги общественного питания, бытовое обслуживание должны обеспечить условия доступности для маломобильных групп населения объектов, в которых оказываются услуги населению, в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
     Документами по стандартизации определено, что при невозможности в полном объеме выполнить требования сводов правил следует применять принцип «разумного приспособления». Согласно статье 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
При этом следует учитывать положения ст. 1065 Гражданского Кодекса РФ, определяющей, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. При этом, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
     Обращаем внимание на социальную ответственность предпринимательского сообщества в части обеспечения доступности объектов потребительского рынка для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
     Краткое описание требований по обеспечению условий доступности объектов потребительского рынка к нуждам инвалидов и иных маломобильных групп населения содержится в Памятке для хозяйствующих субъектов по обеспечению условий доступности объектов потребительского рынка для нужд маломобильных групп населения (прилагается).

Памятка

для хозяйствующих субъектов по обеспечению условий доступности торговых объектов, 

объектов общественного питания и предоставления бытовых услуг 

для инвалидов и иных маломобильных групп населения

     1. Обеспечение условий доступности для маломобильных групп населения (далее - МГН) к торговым объектам, объектам общественного питания и предоставления бытовых услуг осуществляется в целях соблюдения Конвенции о правах инвалидов (далее - Конвенция), статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Приказа Минрегиона России от 27.12.2011 № 605 (далее – СП 59.13330.2012), Приказа Минпромторга России от 18.12.2015 № 4146 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг, предоставляемых Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, их территориальными органами, подведомственными организациями и учреждениями, организациями предоставляющими услуги населению в сферах, правовое регулирование которых осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи» (далее - Приказ № 4146).
     2. Юридические лица, независимо от организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу товаров, услуги общественного питания, бытовое обслуживание (далее – организации, предоставляющие услуги населению в сфере потребительского рынка) должны обеспечить условия доступности для МГН объектов, в которых оказываются услуги населению, в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 2 Приказа № 4146).
     3. Земельные участки, помещения и их элементы, места обслуживания МГН в общественных зданиях должны соответствовать требованиям СП 59.13330.2012.
    4. Руководители организаций, предоставляющих услуги населению в сфере потребительского рынка, обязаны организовать инструктирование или обучение специалистов по вопросам, связанным с обеспечением доступности для МГН объектов и услуг (п. 7 Приказа № 4146).
    5. В случае невозможности полного приспособления существующего объекта для нужд МГН следует адаптировать объект в рамках «разумного приспособления» при согласовании (до реконструкции или капитального ремонта здания, помещения) с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на соответствующей территории. Возможно организовать предоставление необходимых услуг по месту жительства МГН или в дистанционном режиме (пункт 1.2. раздела 1 СП 59.13330.2012, пункт 5 Приказа № 4146).
    6. Руководители организаций, предоставляющих услуги населению в сфере потребительского рынка, обеспечивают маломобильным группам населения возможность заблаговременного информирования лиц, на которых возложено оказание услуг, о потребности в создании условий, необходимых инвалидам для их получения, с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма (п. 8 Приказа № 4146).
    7. Организациям, предоставляющим услуги населению в сфере потребительского рынка, рекомендовано составлять Паспорт доступности объекта (п. 14 Приказа № 4146).
     8. Организационно-распорядительными документами следует закрепить ответственных за организацию и оказание помощи МГН в преодолении  барьеров, мешающих получению услуг на объекте.
     9. Организации, предоставляющие услуги населению в сфере потребительского рынка, обеспечивают условия доступности для инвалидов объектов и услуг, исходя их собственных финансовых возможностей (п.6 Приказа   № 4146).
Приложение №1. Обеспечение доступности для инвалидов услуг организаций торговли.
Приложение №2. Обеспечение доступности для инвалидов услуг организаций общественного питания.

Приложение № 1

Обеспечение доступности для инвалидов услуг организаций торговли

     Обеспечение доступности для инвалидов помещений торговых организаций регулируется Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», применение которого носит обязательный характер, и Сводом правил «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования», который носит добровольный характер и устанавливает повышенные требования.
     Особую актуальность в крупных городах приобретает требование выделения специальных мест для личного транспорта инвалидов на автостоянках при предприятиях розничной торговли. Места для транспортных средств инвалидов должны размещаться не далее 50 м от входов, доступных для маломобильных покупателей.
     Возможны два варианта проектирования внутренней архитектурной среды для организации обслуживания маломобильных покупателей на предприятиях торговли.
     Вариант "А". Обеспечивается доступность всех помещений торговой организации для инвалидов. При этом следует предусматривать устройство общих универсальных путей движения, предназначенных для использования всеми категориями населения (здоровыми, инвалидами и маломобильными лицами) и приспособление для нужд лиц с нарушением здоровья, специальных мест обслуживания из состава общего числа таких мест.
     Вариант "Б". Создание условий для покупки товаров полного ассортимента в специально выделенном помещении для маломобильных покупателей. Дополнительные помещения или специальные зоны для обслуживания данного контингента должны размещаться в удобной связи с наружными входами.
     Применяемое торговое оборудование должно обеспечивать доступность всем контингентам покупателей, в том числе лицам на креслах-колясках, для выбора товара. При этом комплектация и расстановка оборудования в торговых залах, доступных инвалидам, должны быть рассчитаны на обслуживание лиц, передвигающихся на креслах-колясках самостоятельно и с сопровождающими, инвалидов на костылях, а также инвалидов по зрению.
     Столы, прилавки, расчетные плоскости кассовых кабин следует располагать на высоте, не превышающей 0,8 м от уровня пола. Максимальная глубина полок (при подъезде вплотную) не должна быть более 0,5 м.
Все размеры проходов (кроме одностороннего) должны обеспечивать возможность полного разворота на 360°, а также фронтального обслуживания инвалидов на кресле-коляске вместе с сопровождающими. Ширина прохода для универсамов, супермаркетов и оптовых рынков (торговая площадь свыше 650 м2) должна быть не менее 2 м.
     В тех торговых залах, где для покупателей предусмотрены полки высотой более 0,9 м, следует обеспечить дополнительные полки или часть основного прилавка пониженной высоты от 0,7 до 0,8 м от пола. Как минимум один из контрольных кассовых постов в зале должен быть оборудован в соответствии с требованиями доступности для инвалидов. Ширина прохода около такого кассового поста должна быть не менее 1,1 м.
     Для акцентирования внимания покупателей с нарушением зрения на необходимой информации следует активно использовать тактильные (рекомендуемая высота размещения горизонтально или под наклоном на витринах и полках на высоте от 0,7 до 1,4 м от уровня пола), световые указатели, табло и пиктограммы, а также контрастное цветовое решение элементов интерьера в соответствии с требованиями СП 136.13330.          Пиктограммам и указателям для выделения отдельных товарных групп в торговом зале рекомендуется присваивать различные лидирующие цвета. Не следует одновременно использовать красный, зеленый, синий и фиолетовый цвета.
     В удобном для посетителя - инвалида по зрению месте и в доступной для него форме должна располагаться информация (тактильная мнемосхема) о расположении торговых залов и секций, об ассортименте товаров, а также средства связи с администрацией.
     С 1 января 2016 г. вступила в силу новая редакция ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», согласно которой работники организаций, предоставляющих услуги населению, обязаны оказывать помощь инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
     Применительно к организациям торговли это означает, что, например, в магазинах самообслуживания необходимо помогать инвалидам-колясочникам доставать товар с полок, до которых инвалид не может дотянуться. Инвалидам по зрению следует зачитывать информацию о цене и характеристиках товаров.

Приложение № 2

Обеспечение доступности для инвалидов услуг организаций общественного питания

     Обеспечение доступности для инвалидов помещений организаций общественного питания регулируется Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», применение которого носит обязательный характер, и Сводом правил «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования», который носит добровольный характер и устанавливает повышенные требования.
     Ряд требований, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров для беспрепятственного доступа инвалидов, установлен для внутренней планировки предприятий питания:
     - в помещениях общественного питания расстановка мебели и оборудования должна обеспечивать беспрепятственное движение инвалидов. Ширина прохода около прилавков для сервирования блюд должна быть не менее 0,9 м. Для обеспечения свободного огибания при проходе кресла-коляски ширину прохода рекомендуется увеличивать до 1,1 м;
     - в предприятиях самообслуживания рекомендуется отводить не менее 5% мест, а при вместимости зала более 80 мест - не менее 4%, но не менее одного для лиц, передвигающихся на креслах-колясках и с недостатками зрения, с площадью каждого места не менее 3-х кв.м;
     - в помещениях общественного питания должно быть 5% столов, но не менее одного обеденного стола высотой 0,65-0,8 м. Такие столы должны иметь необходимую ширину между ножками и необходимую глубину столешницы с опорой посередине в соответствии с требованиями Свода правил 136.13330;
     - стойки баров и кафетериев должны иметь пониженную часть - высотой от пола не более 0,8 м и шириной 0,8-1,0 м для обслуживания инвалида на кресле-коляске;
     - в предприятиях питания, связанных с длительным пребыванием посетителей (рестораны, столовые), гардеробные стойки в местах обслуживания маломобильных посетителей следует устраивать в соответствии с рекомендациями СП 136.13330;
     - вестибюли, холлы, аванзалы, уборные, умывальные и другие вспомогательные помещения, доступные для маломобильных посетителей, следует проектировать с учетом требований СП 59.13330 и рекомендациями СП 136.13330.

     Также установлен ряд требований к порядку предоставления информации посетителям из числа инвалидов:
     - информация о предприятии (тип, класс, форма обслуживания, доступность для маломобильных посетителей), а также меню должны быть легко определяемы и доступны для инвалидов на креслах-колясках и лиц с нарушением зрения; - для посетителей с нарушением слуха меню пункта питания должно быть в текстовом виде, с указанием состава, веса и стоимости блюда, желательно с фотографией блюда; - персонал заведений, непосредственно общающийся с посетителями, должен быть подготовлен к посещению людей с нарушениями слуха; - меню должно иметь контрастные надписи простым шрифтом и шрифтом Брайля. При этом, целесообразно использовать также систему медиаинформирования, основанную на принципе речевого озвучивания контента (содержания меню), запрограммированного в тактильно ощущаемый чип диаметром около 0,5 см, и считывающего технического устройства, выполняющего реабилитационную функцию для лиц с тотальным нарушением зрения, выполненную в форме авторучки; - в качестве альтернативы может использоваться меню предприятия в версии для слабовидящих, доступной в сети Интернет; - специализированные средства информации для МГН должны решаться в соподчинении с основной дизайнерской концепцией интерьера.
     С 1 января 2016 г. вступила в силу новая редакция ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», согласно которой работники организаций, предоставляющих услуги населению, обязаны оказывать помощь инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами. Применительно к организациям общественного питания это означает, что, например, на предприятиях самообслуживания, при необходимости, инвалиду следует оказывать помощь при выборе блюд и доставки их к месту приема пищи.

Паспорт доступности для инвалидов

 Безымянный5464778

Создание Доступной среды для инвалидов и маломобильных граупп населения регламентировано Российским законодательством (Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Организациям, предоставляющим услуги населению в сфере потребительского рынка, рекомендовано составлять Паспорт доступности объекта (п.14 Приказа №4146 от 18.12.2015 г. «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг, предоставляемых Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, их территориальными органами, подведомственными организациями и учреждениями, организациями предоставляющими услуги населению в сферах, правовое регулирование которых осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи».

«Паспорт доступности объектов для инвалидов» разработан в целях создания оптимальных условий при которых гарантировано отсутствие барьеров перед инвалидами и маломобильными группами населения.

Каждая из отраслей, обслуживающая людей с ограниченными возможностями, имеет свои определённые правила, которые должны быть соблюдены при паспортизации.

Все организации, независимо от форм собственности должны иметь Паспорт доступности объекта и предоставляемых на нем услуг. Срок оформления паспорта законом не оговорен, зато определена мера ответственности за его отсутствие.

Администрация города Старый Крым Кировского района Республики Крым рекомендует хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания, разработать паспорта доступности объектов (услуг) для инвалидов и других маломобильных групп населения. Фактически, таким образом, предприятие торговли или сферы услуг подтверждает, что соответствует всем требованиям федерального и областного законодательства в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам»